Кухаренко В.А. Интерпретация текста

Пособие «Интерпретация текста» предназначено студентам V курса факультетов английского языка педагогических инсти¬тутов. Оно написано в соответствии с программой МП СССР и представляет собой теоретический курс. «Практикум по ин¬терпретации текста» вышел в свет в издательстве «Просвеще¬ние» в 1987 г.
Курс интерпретации текста неслучайно введен в учебный план педвузов и факультетов на завершающем этапе обучения, когда студент уже располагает основными сведениями о струк¬туре языка и его функционировании, ибо именно взаимодей¬ствие языковых единиц разных уровней служит основой созда¬ния дополнительной, надлинейной информации, которую несет художественный текст. На материальной языковой основе фор¬мируется и эстетическая функция художественной речи, и ведущая категория текста — его концепт, непосредственно отражающий авторские идейно-эстетические позиции. Отражение процесса развития концепта, накопление дополнительной информации осуществляется при помощи актуализации (выдвижения) разно¬уровневых языковых средств. Именно они играют первостепенную роль в адекватном восприятии авторских посылок читателем — интерпретатором текста, поэтому в основу данного пособия поло¬жен принцип актуализации, которая рассматривается примени¬тельно к разным уровням.
Отвлекаясь от личности автора, времени создания произведе¬ния, от его объема, жанра, места, т. е. от конкретных условий его создания, можно сказать, что условия эти неоднородны как по со¬ставу используемых языковых средств, так и по их организации. Возможности, средства и функции их актуализации зависят как от собственных свойств актуализируемой единицы, так и от ее места в языковой и композиционной структуре текста. На основе этих принципов и строится пособие.
Пособие «Интерпретация текста» состоит из трех частей. Первая часть посвящена актуализации языковых средств в за¬висимости от их принадлежности к определенному уровню язы¬ковой иерархии, т. е. здесь рассматривается горизонтальное, поуровневое, строение текста. Вторая часть оперирует уров¬нем текста и посвящена способам актуализации общетекстовых категорий. В третьей части рассматривается вертикальное, «проникающее», строение текста.
В конце пособия находится заключение, где кратко обоб¬щаются основные положения книги, и список литературы, не¬обходимой студентам при работе по данному курсу.

 

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО