Проектный метод в обучении иностранному языку

 

Вашему вниманию предлагается проектный метод в обучении иностранному языку. Выбор темы обусловлен тем, что проектный метод является относительно новым методом, который позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. Данный метод способствует эффективному овладению учащимися коммуникативной компетенцией, что является одной из главных целей в обучении иностранному языку. В последние годы проектный метод находит все более широкое распространение в практике обучения.

В настоящее время метод проектов исследуется в различных направлениях. Уточняется понятие «метод проектов», принципы и требования к реализации данного метода, типология проектов, последовательность проектной деятельности школьников, изучается воспитательный потенциал метода, его возможности в развитии умений и навыков устной речи и пр. Существенный вклад в разработку теоретических положений метода в процессе обучения иностранному языку внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как Е.С. Полат, В.В. Ко-пылова, Н.О. Деньгина, Т. Хатчинсон, Д.Л. Фрид-Бут, С. Хейнс и др.

Для того, чтобы понять важность и эффективность проектного метода в обучении иностранному языку, в первую очередь необходимо дать ему определение. Доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Суть проектного метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать и объединять индивидуально собранные материалы в единое целое, самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое мышление, развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения учащихся.

Основными принципами применения проектной методики на уроке иностранного языка являются: изменение позиции учителя и изменение позиции ученика в проектной деятельности. Использование метода проектов влечет за собой изменение роли учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, координатора. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний. Следующий принцип – скрытый контроль. На всех этапах урока преподаватель должен инициировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта и поиск путей ее решения. Учащийся становится «индивидуальным субъектом». Он выступает «не в качестве пассивного подражателя взрослым, а в качестве пусть ведомого, но все же непосредственного участника деятельности т.е. такого, который берет на себя реализацию деятельности, ее самостоятельное в последующем выполнение». При применении проектного метода позиция ученика характеризуется свободой выбора. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.

При выполнении проектной деятельностью учащийся может быть частью коллективной деятельности. Лишь в совместной деятельности с другими людьми человек получает возможность увидеть, насколько эффективно он осуществляет свои внутренние действия, проконтролировать их сам и получить оценку от других людей. Осуществляя проектную деятельность, учащийся выступает в совместной деятельности с другими учащимися, проигрывает различные роли, которые переживаются им внутренне и тем самым развивает в себе способность к управлению собственной деятельностью.

Виды проектов разнообразны. Е.С.Полат предлагает следующую типологию проектов:

1. Исследовательские проекты. Данные проекты характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки студентов определенного этапа обучения.

2. Творческие проекты. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Здесь большое внимание уделяется соответствующему оформлению результатов, например, в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.д.

3. Ролево-игровые проекты. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разные: от литературных персонажей до деловых людей нашего времени.

4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского проекта: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы.

5. Практико-ориентировочные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данном учебном заведении. Работа должна выполняться поэтапно, по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы.

По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С. Полат выделяет:

1. Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. При изучении иностранного языка наиболее сложными являются темы страноведческого, социального или исторического характера. Конечно, работа над проектом на подобную тематику будет предусматривать привлечение знаний и из других областей.

2. Межпредметные проекты. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и объемные, продолжительные. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.

По характеру координации могут быть проекты с открытой, явной координацией (здесь координатор направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта) и со скрытной координацией (здесь координатор выступает как полноправный участник проекта).

Для получения эффективных результатов применения проектного метода на уроках иностранного языка необходимо соблюдать определенный алгоритм организации проектной деятельности, который включает в себя четыре основных этапа.

На первом этапе учащимся предлагается проблема в скрытом виде. Задача учащихся - вычленить проблему и сформулировать предполагаемую тему проекта. Согласно сделанному учащимися коллективному выводу разрабатывается дальнейший план работы по теме. Учитель делит учащихся на группы, и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект.

Второй этап - этап разработки проекта. На данном этапе учащиеся решают индивидуальные и коллективные задачи, анализируют свой личный опыт, определяют цели и ресурсы. На этом этапе осуществляется поиск необходимой информации, а также промежуточное обсуждение полученных результатов.

Третий этап призван обеспечить языковые и речевые умения учащихся. На данном этапе совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. На этом этапе задача учителя заключается в том, чтобы продумать адекватные коммуникативные ситуации, которые способствовали бы повышению мотивации говорения учеников на иностранном языке. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках данного проекта необходимо обучать их навыкам группового общения, то есть коммуникативным шагам, которые научили бы учеников высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам и клише.

На четвертом этапе происходит защита проектов. После защиты проектов предполагается проведение общей дискуссии. Учитель должен подготовиться к такой дискуссии, а следовательно, заранее ознакомиться с результатами проектов и на их основе организовать обсуждение.

К преимуществам проектного метода исследователи относят следующее:

- проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;

- каждый учащийся принимает личную ответственность за продвижение в обучении;

- работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых;

- использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности учащегося, так как он развивает активное самостоятельное мышление и учит ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему учебное заведение, а уметь применять их на практике;